Реклама импортозамещается

От кампаний в РФ отказалась треть крупнейших иностранных рекламодателей

Сбербанк остался крупнейшим российским рекламодателем по итогам 2021 года. В остальном расстановка сил на рынке заметно изменилась: «Яндекс» за год взлетел с десятого места на второе, а VK опустился с шестого на 22-е. В целом интернет-компании и маркетплейсы нарастили свой вес, а FMCG-бренды потеряли позиции. В 2022 году рейтинг поменяется ещё сильнее из-за ухода иностранных участников: 11 компаний из топ-30 уже заявили о приостановке рекламных инвестиций из-за военной операции.

Отраслевое издание AdIndex подготовило для “Ъ” ежегодный рейтинг крупнейших рекламодателей по итогам 2021 года. Бюджеты компаний оценивались на основе данных измерителей Mediascope, Admetrix и Digital Budget, учитывались рекламные инвестиции на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете. Из рейтинга следует, что Сбербанк, который резко увеличил бюджеты в 2020 году, в 2021-м закрепил позицию и остался крупнейшим российским рекламодателем. Его годовой бюджет составил 14,58 млрд руб., большая часть (7,9 млрд руб.) пришлась на телерекламу, ещё 5,4 млрд руб.— на интернет.

Одновременно существенно нарастил позиции «Яндекс»: он поднялся в рейтинге с десятого на второе место, вытеснив на третье МТС. Рекламный бюджет «Яндекса» в 2021 году составил 8,5 млрд руб., из них 4,3 млрд руб.— на телерекламу, 3,6 млрд руб. — на интернет. Рекламные расходы МТС за год составили 7,2 млрд руб., из них 3,5 млрд пришлось на ТВ и 3,4 млрд — на интернет. Четвёртое место в рейтинге занял Ozon, в 2020 году его позиция была только 42-й. Пятым по объёму бюджетов стало «М.Видео» — в 2020 году компания была на 19-м месте.

 

 578 миллиардов рублей
составил рекламный рынок России в 2021 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России. 

 

Среди компаний, которые поднялись в рейтинге, — Wildberries (с 38-го на 16-е место), «Отисифарм» (с 13-го на 8-е), ВТБ (с 24-го на 11-е), Alibaba Group (с 83-го на 12-е). FMCG-гиганты в целом продолжили терять свои позиции. PepsiCo опустилась с четвёртого на седьмое место, а Nestle — на десятое против пятого годом ранее. Кроме того, холдинг VK опустился с шестого на 22-е место. На расстановку сил повлияло включение в рейтинг бюджетов маркетплейсов, которые ранее не оценивались, пояснили в AdIndex.

В 2022 году, по всей видимости, рейтинг сильно изменится. Из топ-30 российских рекламодателей 11 уже заявили о приостановке рекламных инвестиций в РФ из-за военной операции на Украине. Среди них — PepsiCo, Nestle, Mars Russia, McDonald’s, Procter & Gamble, L’Oreal, Reckitt Benckiser, Ferrero, Coca-Cola, Sanofi Aventis, GSK Consumer Healthcare.

 

 Их общий бюджет, по подсчетам “Ъ”, в 2021 году составлял 38,47 млрд руб., это 28% от бюджетов рекламодателей в топ-30. 

 

В 2022 году как минимум изменится распределение рекламодателей в рейтинге, считает старший менеджер по развитию бизнеса OMD OM Group Любовь Саранина:

«Более понятная картина должна сложиться летом при урегулировании международного кризиса».
Директор по трейдингу и медиапартнёрствам GroupM Михаил Елисейкин считает, что по итогам 2022 года в топ-30 рекламодателей останется не более четырёх-шести иностранных компаний, скорее всего, ни одна не войдёт в топ-10.

В ближайшей перспективе доля местных рекламодателей вырастет, считает гендиректор Havas Village (входит в группу АДВ) Андрей Чуваев. По его мнению, если глобальная ситуация улучшится, рейтинг может вернуться к прежней конъюнктуре:

«Иностранные клиенты сейчас выбирают стратегию переноса инвестиций на более поздний срок и оптимизации медиамикса в пользу более безопасных и гибких каналов».

 

 По оценке составителя рейтинга Ирины Пустовит, сильнее всего санкции отразятся на ТВ и прессе — здесь максимальные потери могут составить 39% и 29% соответственно, а минимально возможные — 23% и 17%. 

 

По прогнозу OMD OM Group, из-за сокращения инвентаря в связи с уходом международных платформ больше всего пострадает интернет-реклама. Ожидаемое снижение интернет-рекламы в 2022 году может составить 25-50% (см. “Ъ” от 25 марта). Критичным, по мнению Михаила Елисейкина, уход иностранных рекламодателей будет как для ТВ, так и для диджитал:

«Он уже стал таковым для прессы».

Вам будет интересно

Новости
Российский рынок наружной рекламы сократился за год на 25%

Сильнее всего пострадали московские операторы В 2020 году рынок наружной рекламы...

27 января 2021

Наружную рекламу укрепили перед бурей

2021 год стал для российского рынка наружной рекламы вторым по результативности за...

25 марта 2022

Как устроены измерения наружной рекламы?

Генеральный директор Admetrix Илья Шершуков рассказал об этом в материале газеты...

18 октября 2023